«Арктическая» тема стала одной из самых популярных в отечественном кинематографе в 1930-е годы – в то время начиналось активное освоение Севера, у всех на слуху были имена героев-полярников.
С годами она не утратила актуальности: ведь Арктика – это крепкие духом люди, преодоление, захватывающие приключения.
Многие фильмы об Арктике снимались вовсе не на севере – в студийном павильоне или же в местах, где потеплее. Мы же расскажем о картинах, где все по-честному: рассказывают об Арктике – и сделаны тоже в Арктике.
Фильм «Семеро смелых», снятый в 1936 году режиссером Сергеем Герасимовым, имел колоссальный успех и не одного молодого человека побудил связать свою жизнь с исследованием и освоением Севера. Любим он и у современных зрителей.
Сюжет фильма, в общем-то, незамысловат: на зимовку в Арктику прибывает экспедиция из шести человек и еще один пробирается туда «зайцем». Об испытаниях, которые ждут отважных полярников, о том, как складываются отношения между ними, и повествует картина. Фильм снимался на подлинной полярной станции в бухте Тихая (Архангельская область, остров Гукера архипелага Земля Франца Иосифа). Как вспоминали актеры – участники съемок, они не исполняли свои роли, а фактически и были самыми настоящими полярниками.
Сегодня Бухта Тихая – это часть национального парка «Русская Арктика», ансамбль из шестнадцати объектов полярной гидрометеорологической станции. Прежде всего это исторический объект – памятник индустриальному и научному освоению Арктики в СССР.
Фильм «Начальник Чукотки» (1967 год) режиссера Виталия Мельникова можно в полной смысле назвать классикой отечественного кино. Сюжет картины – вполне традиционный для советского времени: комсомолец Алеша Бычков (его играет Михаил Кононов) пытается приобщить северян к завоеваниям нового мира. Ему всячески мешает скупердяй и плут Храмов (роль Алексея Грибова). Но из незатейливой вроде бы сюжетной линии вырос живой, яркий, захватывающий приключенческий фильм. Конечно же, с благополучным финалом.
Снимался он, правда, не совсем на Чукотке. Часть съемок проходила на Кольском полуострове, на берегах Баренцева и Белого морей, а часть… в Крыму! Но на достоверности картины последний факт никак не сказался.
Фильм «Красная палатка» (1969 год) режиссера Михаила Калатозова стал во многих смыслах ярчайшим событием в кинематографе тех лет.
Во-первых, это был крупнейший для того времени международный проект, инициированный российскими кинематографистами. В нем и участвовали артисты из разных стран, и премьера его состоялась в Риме.
Кроме того, в «Красной палатке» собралось настоящие киносозвездие: Донатас Банионис, Никита Михалков, Эдуард Марцевич, итальянец Эннио де Кончини, которого в России хорошо знают по «Разводу по-итальянски» и «Спруту», британец Роберт Болт, на счету которого – целая коллекция разнообразных премий, включая «Оскар».
Довольно много эпизодов картины были сняты в Арктике, на Земле Франца-Иосифа, в окрестностях станции Бухта Тихая. Консультировали киношников люди, сведущие в арктической жизни, – полярный летчик Валентин Аккуратов и бывалый охотник на белых медведей, чье имя история не сохранила.
Во время съемок был установлен настоящий рекорд: артисты Ванукки, Банионис и Марцевич впервые в истории кино прошли перед кинокамерой, расположенной на 81-м градусе северной широты.
Север есть север: арктические съемки не обошлись без ЧП Однажды переломилась льдина, на которой построили декорации, и актерам пришлось несколько часов, сидя на льду, дожидаться вертолета… Что ж, бывает. Зато «полярный дух» передан в картине точно.
Когда речь заходит об «арктическом» кино, пожалуй, первым вспоминается фильм «Земля Санникова» (1973 год). Фильм начинающих режиссеров Альберта Мкртчяна и Леонида Попова поначалу резко критиковали – то дух романа Владимира Обручева недостаточно передан, то актеры выбраны «не те»… Но критика сошла на нет после колоссального успеха фильма: в первый год его посмотрели более 40 млн зрителей, а в главных ролях невозможно представить никого другого, кроме сыгравших в картине Олега Даля, Владислава Дворжецкого, Сергея Шакурова. «Вечной» оказалась и песня Александра Зацепина и Леонида Дербенёва «Призрачно всё в этом мире бушующем, есть только миг, за него и держись…» Многие молодые люди и не догадываются, что она из «Земли Санникова», но по-прежнему ее поют…
Справедливости ради отметим: до «положенной» северной широты создатели фильма недотянули: часть эпизодов снималась на Камчатке, часть – в Финском заливе. Шли съемки и южнее: в Кабардино-Балкарии и Крыму. Ничего себе Арктика! Но не упомянуть об этом фильме мы, конечно, не можем.
А вот фильм «Георгий Седов» (1974 год) режиссер Борис Григорьев принципиально снимал на севере: в Белом море и в Архангельске. Актер Игорь Ледогоров, исполнявший роль бесстрашного полярного исследователя Георгия Седова, признавался, что это помогало передать ему характер героя и рассказать о его трагической судьбе и бессмертном подвиге.
Фильм «Территория», снятый режиссером Александром Мельником в 2014 году, – подтверждение того, что «арктическая» тема по-прежнему актуальна и для современных кинематографистов, и для зрителей.
Действие фильма происходит в 1960 году. Геологическая экспедиция давно осваивает на Чукотке месторождение олова, но в перспективах промысловой территории есть сомнения, поэтому ее собираются закрывать. Руководителю экспедиции Илье Чинкову интуиция подсказывает: рядом должно быть золотое месторождение, и территорию закрывать нельзя.
Сюжет вроде бы незамысловатый, но благодаря авторам картины она получилась глубокой и психологичной. Кстати, «геологическая интуиция» – вовсе не миф: именно так было открыто несколько значимых месторождений, в том числе Талнахское месторождение медно-никелевых руд в 1960 году.
Тогда же, в 2014 году, был снят фильм «Левиафан» Андрея Звягинцева, сразу же высоко оцененный критиками, в том числе на международном уровне. К классическому кино «о севере» картина не имеем отношения – это философская драма. Но съемки его проходили на Кольском полуострове, в Кировске и Териберке. Режиссер признавался, что облюбовал берег Баренцева моря из-за сохранившейся там первозданности. Замысел поддержали и артисты: исполнитель главной роли Алексей Серебряков, чтобы вжиться в образ, не покидал Териберку два с половиной месяца и не поддерживал в это время никаких связей с внешним миром.
Никуда не денешься, теперь Териберка – это «место, где снимался «Левиафан». Хотя старинное село прекрасно и без этого – благодаря удивительной природе и своей большой истории.
Если вам понравился материал, подпишитесь на нашу рассылку. Мы будем присылать вам подборки самых интересных материалов.