Республика Карелия

Беломорско-Балтийский канал

Один из самых масштабных проектов советской пятилетки, ставший крупнейшим гидротехническим и транспортным сооружением в стране

25.04.2022 // 2 августа 1933 года было завершено сооружение Беломорско-Балтийского водного пути. Строительство канала, соединившего Онежское озеро с Белым морем, было одним из самых масштабных проектов первой советской пятилетки. Оно началось в сентябре 1931 года по инициативе Иосифа Сталина и закончилось в августе 1933 года. Канал длиной в 227 километров строили заключенные Белбалтлага (подразделения ГУЛАГа) – всего около 280 тысяч человек. Сегодня здесь проводятся экскурсии и морские круизы, в рамках которых можно познакомиться с историей одного из главных гидротехнических сооружений нашей страны.

Меньше, чем за два года

Знаменитый на весь мир Суэцкий канал длиной 160 км строился десять лет, а Беломорканал длиной 227 км был пробит в скальных породах меньше чем за два года. Правда, для этого понадобилось привлечь к работам заключенных: Беломорканал стал первой великой лагерной стройкой СССР.

Решение о прокладке канала, который соединит Белое море и Онежское озеро, было принято в 1930 году. Руководство строительством было поручено Объединённому государственному политическому управлению при Совете народных комиссаров СССР, а на базе Соловецкого исправительно-трудового лагеря был организован Беломорско-Балтийский ИТЛ. 16 октября 1931 года скальные и земляные работы начались одновременно на всем протяжении будущего судоходного пути – от поселка Повенец на берегу Онежского озера до селения Сорока (сегодня это город Беломорск) на Белом море. Около 280 тыс. заключенных ГУЛАГа прокладывали канал вручную, без какой-либо строительной техники. По различным оценкам, от тяжелого труда и невыносимых бытовых условий погибли от 50 до 200 тыс. человек.

Беломорканал оставил свой след и в русском языке: именно здесь в жаргон вошло слово «зек». Изначально аббревиатура расшифровывалась как «заключенный каналармеец». Поскольку канал был проложен раньше срока, за ударную работу многих заключенных освободили досрочно. Среди тех, кто завоевал свободу непосильным трудом, был будущий академик Дмитрий Лихачев.

Открытие судоходства

Уже в мае 1933 года по Беломорканалу пошли первые пароходы, а официальное открытие судоходной навигации состоялось в августе 1933 года. Теперь северные районы России были соединены с центральной ее частью кратчайшим водным путем. Комплекс гидротехнических сооружений Беломорканала включал 19 шлюзов, 15 плотин, 19 водоспусков, 49 дамб, 33 искусственных канала, пять гидроэлектростанций.

Послевоенная история Беломорканала

В годы Великой Отечественной войны южная часть Беломорканала была почти полностью уничтожена. После окончания войны пришлось восстанавливать поврежденные объекты фактически с нуля. Канал был вновь введен в строй в июле 1946 года, а в 1950-х годах начались работы по электрификации сооружений и механизмов, была увеличена глубина хода, деревянные ворота заменили на железные. В 1970-х годах была проведена еще одна реконструкция канала, в ходе которой гарантированная глубина судового хода была доведена до четырех метров.

Сегодня Беломорканал открыт для туристов. Здесь можно не только познакомиться с уникальной системой гидротехнических сооружений, но и узнать, какой ценой она была создана.

Туристический водный маршрут начинается с музея-заповедника на острове Кижи и заканчивается на Соловецких островах. По Беломорканалу курсируют круизные суда, разработаны специальные туристические программы.

Адрес администрации Беломорканала:
г. Медвежьегорск, ул. Дзержинского, 26
Телефон: +7 (81434) 5-68-68
Режим работы: пн–пт 8:00–17:15,
сб, вс – выходные дни

Если вам понравился материал, подпишитесь на нашу рассылку. Мы будем присылать вам подборки самых интересных материалов.

Подписаться
Читайте также
Их Величество Острые Горы

Чукотский автономный округ Певекский южак

Ямало-Ненецкий автономный округ Романтичный север