09.11.2022// Поселок Диксон. Самый северный порт в Российской Федерации, долгое время бывший закрытой территорией для простых граждан СССР, долгое время был недоступен для туристов. Сегодня в него можно приехать и познакомиться с его суровой красотой. Правда, казалось бы, зачем? Обычный поселок вахтовиков – тундра, море и немного кораблей. Однако, все не так просто. Сегодня Диксон меняется, медленно, но верно превращаясь в настоящий очаг цивилизации в Арктике. Путешествие туда – это возможность воочию увидеть, как Север покоряется воле человека, попробовать на вкус суровую романтику трудовых будней за Полярным кругом и познакомиться с непростой историей этого места.
Диксон был основан 7 сентября 1915 года на одноименном острове, который, в свою очередь, назвали в честь шведского купца и промышленника Оскара Диксона (1823–1897). В свое время он был самым богатым человеком Швеции и спонсировал исследования Арктики, в том числе и большую экспедицию Нильса Норденшельда на север России на шведском корабле «Вега».
Возникновение поселка Диксон также связано с исследованиями Арктики: чтобы обеспечить экспедицию Б. А. Вилькицкого на ледокольных пароходах «Таймыр» и «Вайгач» связью, на острове построили радиостанцию и поселок. В 1916 году заработала действующая по сей день гидрометеостанция. Материковая часть поселка на западной оконечности берега Петра Чичагова полуострова Таймыр, отделенная от островной полуторакилометровым проливом Енисейского залива, была возведена позже.
В августе 1942 года у Диксона прошло единственное за Уралом сражение с немецкими войсками, закончившееся крайне важной для Советского Союза победой. Пиком развития поселка стали 1980-е, максимальная численность населения была зафиксирована в 1991 году: с учетом сотрудников полярной станции и военных в частях она составляла около 5 тысяч человек.
Однако Диксон остается важным транспортным узлом. Помимо морского порта здесь имеется аэропорт. Яркие события истории поселка оставили свои следы на его улицах, достопримечательности связаны с освоением Арктики и Великой Отечественной войной.
В самом центре материковой части Диксона находится памятник Никифору Бегичеву – русскому моряку и полярному путешественнику; боцману экспедиции барона Толля, отправившейся в 1901 году на поиски Земли Санникова; участнику экспедиции Николая Урванцева.
Бегичев также известен тем, что в 1903 году спас жизнь будущему адмиралу Александру Колчаку, когда тот еще в чине лейтенанта руководил операцией по поиску барона Эдуарда Толля, пропавшего без вести на островах севернее Таймыра. В 1955 году останки Бегичева перевезли в Диксон с места его гибели в районе устья реки Пясины. В 1964 году они были перезахоронены в центре поселка, на могиле установили памятник.
В 1958 году по инициативе советских полярников на берегу диксонской бухты был воздвигнут памятник норвежскому моряку Петеру Тессему. Он в 1919 году участвовал в экспедиции Руаля Амундсена и, когда их судно «Мод» было затерто льдами в районе мыса Челюскин, отправился вместе с Паулем Кнудсеном с почтой на ближайшую полярную станцию на острове Диксон. Преодолев сотни километров, почти добравшись до Диксона, Тессем погиб. Его останки, именные часы и обручальное кольцо с именем жены обнаружили в 1922 году участники экспедиции Урванцева.
На сопке Южной в материковой части поселка находится памятник защитникам Диксона, которые в 1942 году сумели отбить атаку немецкого тяжелого крейсера «Адмирал Шеер». Монумент представляет собой три штыка, которые символизируют три рода войск: флот, авиацию и пехоту. Памятник открыли 27 августа 1982 года, в день 40-летия обороны Диксона. Рядом с обелиском можно увидеть зенитное орудие и могилу командира диксонской батареи Николая Корнякова. Другие связанные с Великой Отечественной войной достопримечательности – памятники героям-североморцам. Один – матрос с автоматом на постаменте, украшенном барельефом, – расположен на островной части Диксона. За ним стоит памятник в виде бетонного куба, на котором лежит бескозырка. Это братская могила погибших моряков, останки которых перенесли сюда в 1981 году. Второй – монумент с якорем и лавровой ветвью у подножия – можно увидеть в материковой части поселка.
Несмотря на то, что Диксон перестал быть в полном смысле слова «военным» поселком, чтобы попасть туда нужно разрешение. Его выдают в отделе ФСБ в Норильске или же на портале «Госуслуги». Выдача разрешения бесплатна, но может занять некоторое время. Проще всего добраться до Диксона на самолете – рейс работает один раз в неделю, отправление из аэропорта «Алыкель».
На пересечении улиц Водопьянова и Воронина диксонские гидрографы установили памятник-вездеход, чтобы увековечить транспортное средство, без которого не может состояться ни одна экспедиция.
Сегодня начинается второй расцвет Диксона. Вместе с ростом товарооборота по Северному морскому пути, а также реализацией планов по организации круглогодичной навигации в российской Арктике, порт снова приобрел важнейшее стратегическое и экономическое значение. Сегодня в Диксоне ведется активное строительство, и после многих лет «сонного» существования, он снова возрождается как оживленный населенный пункт.
Если вам понравился материал, подпишитесь на нашу рассылку. Мы будем присылать вам подборки самых интересных материалов.
Порт, море и история становления Севморпути
Что посмотреть в городе, основанном в 1526 году
Традиции и культура одного из самых молодых нардов России - долганов