Мангазея — первый заполярный город

История исчезнувшего города, который сыграл одну из самых значимых ролей в истории освоения Русского Севера

19.04.2022 // Легендарная «златокипящая» Мангазея существовала совсем недолго, однако успела оставить значительный след в истории. Это был один из первых русских форпостов за полярным кругом, крупнейший для своего времени торговый узел, объединявший Россию с Западной Европой. Исчезнув с карт, город едва не превратился в миф. Его называли российским Клондайком и заполярным Китеж-градом. Археологи добрались сюда только в XX веке.

Русский заполярный город Мангазея для некоторых романтиков сродни античной Трое: город-легенда, город-призрак. Богатейший, купеческий, торговый, «златокипящий» – и исчезнувший. Однако он существовал в действительности, и его короткую яркую историю можно проследить довольно точно.

Основание города

Поселение на месте будущего города на высоком правом берегу реки Таз при впадении в нее речки Мангазейки возникло еще в XVI веке. Северные жители – поморы – останавливались здесь во время своих походов в Обскую Губу. Здесь могли появиться первые торговые склады, где охотники держали добычу, и первый магазин, в котором они меняли у местных шкурки на хлеб.

В 1600 году по указу Бориса Годунова из Тобольска была отправлена сотня стрельцов и казаков для закладки острога. Он был нужен как опорный пункт для сбора ясака с инородцев – ненцев (самоедов, как их тогда называли), селькупов, эвенков, кетов. Через год посад и острог были готовы.

Фото с сайта Библиотеки сибирского краеведения

Мангазея стала первым русским городом в Заполярье. «Златокипящей» ее называли, разумеется, не за настоящее золото, а за пушное – в округе водилась масса соболей, которые коренным северным народам были не очень-то нужны. В год из Мангазеи порой вывозилось по 30 тысяч шкурок. Торговля с местными жителями и потребность в соболях в Москве сделала город очень богатым. Здесь была точная планировка: четыре улицы и около 200 домов. Крепость была отделена от посада (жилой части), который сам делился на торговую и ремесленную зоны. Землю застилал дощатый тротуар, вокруг стояли церкви, кабаки, бани, амбары. Археологические находки здесь чрезвычайно богаты. Они показывают, что местная жизнь кипела: помимо ожидаемых вещей (типа посуды, подсвечников, ножей и замков) были также найдены музыкальные инструменты, книги из кожи, шахматные фигурки и игральные кости.

У кремля-детинца, возвышавшегося на берегу реки, было пять башен, внутри – воеводский двор с постройками и скотом. Считается, что здесь проживало совсем немного народа – человек 800. Однако население вдвое увеличивалось в торговый сезон. Купцы останавливались в гостином дворе, платили налог на товар и получали специальную печать из воска и сургуча на свою проезжую грамоту. Деревянные футляры от них, найденные при раскопках, исчисляются тысячами.

Закат Мангазеи

Казалось, город должен был процветать, но на деле он просуществовал всего 70 лет. Уже в 1619 году случился большой пожар, который подкосил его. Повлияли и другие факторы. Прежде всего, конечно, в окрестных лесах стало уменьшаться количество зверей. Отстрел не прошел бесследно, и природные запасы пушнины оскудели. Кроме того, царским указом было запрещено под страхом смерти плыть отсюда в Архангельск морским, а не речным путем. Сделано это было, скорее всего, из-за того, что на море было сложно контролировать купеческие суда, и казна лишалась пошлин. К тому же Мангазея стала торговать с голландскими и английскими купцами, и в Москве возникло опасение, что город подвергнется слишком сильному иностранному влиянию. Эти мысли всячески усиливали воеводы Тобольска, которые не были рады сильному конкуренту.

В начале 1630-х годов внутри самого города началась междоусобица двух воевод, здесь кипели вооруженные столкновения, что плохо сказывалось на торговле. Наконец, в 1642 году случился второй пожар, Мангазея выгорела дотла. Были попытки восстановить ее, но в 1672 году царь Алексей Михайлович подписал указ об упразднении города.

Вместо него была создана Новая Мангазея на берегу Енисея. Впоследствии – Туруханск, после 1917 года – Старотуруханск.

Мерзлота сохранила артефакты

Фото с сайта Ямало-Ненецкого окружного музейно-выставочного комплекса имени И.С. Шемановского

Историки начали изучать пропавший город уже в XIX веке. Но всерьез за него взялись в следующем столетии. Во время экспедиций 1927 и 1946 годов был составлен первый план. Летом 1968 года начались полномасштабные исследования. Многолетняя мерзлота позволила сохраниться неповрежденными тканям, дереву, краскам. Так как никаких других поселений на этом месте не существовало, культурный слой был целым и ценные находки, рассказывающие о быте людей в XVII веке, исчислялись тысячами.

Сегодня артефакты, найденные при раскопках Мангазеи в XXI веке, можно увидеть в Красноселькупском краеведческом музее. Находки, сделанные ранее, есть в музее Арктики и Антарктики Санкт-Петербурга, а также во многих других музеях.

Если вам понравился материал, подпишитесь на нашу рассылку. Мы будем присылать вам подборки самых интересных материалов.

Подписаться
Читайте также
Их Величество Острые Горы

Чукотский автономный округ Певекский южак

Ямало-Ненецкий автономный округ Романтичный север