По следам капитана Шмидта. Яхтинг в Арктике: как высокие широты проверяют яхтсменов на прочность

Арктический яхтинг набирает популярность, и парусные регаты за Полярным кругом перестают казаться фантастикой

Всего четверть века назад лучшие яхтсмены мира лишь мечтали когда-нибудь покорить Севморпуть. Теперь эта планка взята. Более того: путешествием под парусом по арктическим морям вдоль побережья России никого не удивишь. Каждый год находятся желающие испытать свои силы и опыт в экстремальных условиях Севера. Но чтобы яхтинг за Полярным кругом стал массовым направлением, здесь должны появиться удобная береговая инфраструктура. Работа по ее созданию уже начата. Следующая цель – организовать арктические регаты и проложить туристические маршруты, которые позволят познакомиться не только с природой Русской Арктики, но и историей ее освоения.

В годы СССР арктические воды у побережья Евразии были доступны лишь для советских судов. Остальным оставалось только мечтать о том, чтобы пройти по пути Норденшельда и Шмидта. Политические льды казались вечными и нерушимыми. Когда они неожиданно рухнули, и СССР распался, российская Арктика стала магнитом для яхтсменов со всего мира.

Каждый год находилось несколько команд, мечтавших первыми пройти на парусной яхте по Северному морскому пути. Но россиянам все же удалось удержать первенство. В 1998-1999 годах российская яхта «Апостол Андрей» впервые прошла под парусом от Петропавловска-Камчатского до Санкт-Петербурга. Установив мировой рекорд, команда Николая Литау доказала: яхтинг в арктических морях возможен. По Севморпути могут ходить не только атомные ледоколы, но и крошечные парусники.

Сегодня в этом на собственном опыте убедились многие экипажи. Единичные плавания на яхтах по Севморпути исчисляются десятками.

Пришло время решить более сложные задачи: проложить в Арктике водные туристические маршруты и организовать самые настоящие парусные регаты. Первые шаги в этом направлении уже сделаны. Так, летом 2020 года парусные яхты «Сибирь» и «Жемчужина» отправились из Архангельска в Салехард, чтобы изучить возможности яхтенного туризма в северных морях.

Одна из задач экспедиции – понять, какая инфраструктура для яхтсменов уже есть за Полярным кругом, а какую еще предстоит создать, а также наметить места возможных стоянок. Кроме того, экспедиция посетит такие знаковые для освоения Арктики места, как первый русский заполярный город Пустозерск – он долго был главным форпостом России на Севере, а во второй половине XX века пришел в запустение.

В будущем это поможет проложить туристический маршрут вдоль побережья арктических морей, в который войдут самые интересные объекты историко-культурного наследия Русского Севера.

В том, что у яхтенного туризма за Полярным кругом большое будущее, сомнений нет. Ведь сегодня пройти по северным морям могут не только спортсмены-экстремалы со специальной подготовкой и огромным опытом за плечами. Глобальное потепление проявляется в Арктике сильнее, чем в других регионах планеты.

Полярные льды с каждым годом отступают от берегов все дальше на север, и теперь мореходам не приходится месяцами ждать, пока откроется заветный проход. Путешественники XXI века в более выгодных условиях, чем первопроходцы высоких широт.

Впрочем, в Арктике и сегодня достаточно льдов, чтобы неожиданно взять судно в плен или надолго преградить ему путь. Северные моря по-прежнему способны преподнести неприятные сюрпризы своим гостям и пощекотать им нервы. К тому же с глобальным потеплением появилась новая опасность, с которой не сталкивались первые покорители северных вод.

Ледовые поля исчезают, и освобождающийся из-под векового панциря Северный Ледовитый океан с каждым годом ведет себя все беспокойнее. Если раньше сильные шторма летом были здесь огромной редкостью, то теперь огромными волнами никого не удивишь.

Пережить шторм в Артике – нешуточное испытание на прочность и для людей, и для судов. Арктические ветра всегда славились своей мощью, а в последние десятилетия стали еще сильнее. Бороться со стихией под пронизывающим ледяным ветром – такое не каждому по плечу. Все брызги, которые попадают на палубу, на одежду, на снасти, сразу же превращаются в лед. Нелегко не просто управлять яхтой, а даже просто удержать штурвал, когда он покрывается коркой льда…

Но на то она и Арктика, чтобы испытывать людей экстремальными температурами и ветрами. Яхтсмены, решившиеся покорить высокие широты, заранее к этому готовятся. Однако зачастую забывают учесть детали, которые могут осложнить путешествие не меньше, чем льды и морозы. Даже опытные яхтсмены порой удивляются, обнаружив, что на арктическом побережье пока практически нет оборудованных стоянок, где можно укрыться от шторма.

Нет и прочей привычной береговой инфраструктуры – мест швартовок, пунктов заправки яхт водой и топливом. Пополнить продуктовые запасы тоже удается нечасто, ведь между городами и поселками в Арктике расстояния огромные. По той же причине не стоит рассчитывать, что кто-то быстро придет на помощь, если она вдруг понадобится. Людей здесь видишь нечасто, а голодного белого медведя встретить очень легко. Поэтому выбирать места для стоянок приходится очень осмотрительно. Хватает на пути и рукотворных препятствий. Так, чтобы получить разрешение на плавание в акватории Северного морского пути, капитан судна должен до этого не менее тех месяцев отработать в качестве капитана или старпома на трассе Севморпути. Дополнительные административные сложности возникают из-за пограничной акватории.

Например, судно должно быть оборудовано техническими средствами контроля для некорректируемой передачи данных в систему мониторинга. Устранить бюрократические препоны – одна из задач, которую предстоит решить, чтобы яхтенный туризм и арктические регаты стали массовым и популярным направлением.

Если вам понравился материал, подпишитесь на нашу рассылку. Мы будем присылать вам подборки самых интересных материалов.

Подписаться
Читайте также
Их Величество Острые Горы

Чукотский автономный округ Певекский южак

Ямало-Ненецкий автономный округ Романтичный север