10.03.2022 // Большинство туристов отправляются в арктические путешествия, чтобы на себе проверить, каково это – жить в условиях сильных морозов, долгих полярных дней и ночей, оторванности от цивилизации и транспортных путей. Такие поездки – зона особой ответственности не только организовавших их туроператоров, но и самих путешественников: пребывание в Арктике требует соблюдения определенных правил.
Первое, что нужно усвоить туристам - в Арктике всегда холодно. Низкие температуры для этой территории – нормальное явление. Так, во всем известном полюсе холода Оймякон в Якутии были зафиксированы температуры ниже минус 70 градусов. Однако не все туристы понимают, что значит провести в таких местах несколько дней. Важное значение имеет экипировка, при сборе которой нужно учитывать два главных «правила восьмидесяти»: первое – до 80 % тепла организм может терять от непокрытой головы, второе – до 80 % всех случаев обморожения приходятся на нижние конечности. Соответственно, голову и ноги в первую очередь нужно утеплять даже при плюсовых температурах: в Арктике они могут смениться отрицательными в любой момент.
Второе. Главное, о чем стоит помнить туристам, особенно неопытным и неподготовленным, что арктическое путешествие таит в себе определённый риск. Например, можно провалиться в ледяную воду. В этом случае действует главное «золотое правило»: выбрались на сушу – снимайте с себя всю одежду и обувь, отжимайте, надевайте снова и как можно быстрее бегите туда, где находятся люди. Еще одна распространенная и опасная ситуация – люди заблудились или из-за поломки техники застряли посреди снежной пустыни. Первое, что нужно сделать – постараться подать сигнал бедствия. И даже если вам удалось сообщить о ЧП, в ожидании спасателей необходимо начать строить снежное убежище.
Лучшим считается эскимосская хижина иглу. Она строится из нарезанных плотных кусков снега. Вход обязательно должен располагаться ниже пола хижины – это обеспечивает вентиляцию и теплообмен. В снежной хижине терпящие бедствие люди могут находиться довольно долго, а обычная восковая свеча сможет поднять температуру внутри даже до плюсовых значений. А вот пытаться самим добраться до человеческого жилья, если путь знаете лишь приблизительно, не стоит. Если есть надежда, что спасательная команда найдет вас в ближайшие двое суток, лучше не трогаться с места.
Третье. Арктика – место калорийной еды. Коренные жители Севера знают: морозы требуют особого подхода к питанию. С учетом огромных нагрузок на организм в условиях Арктики рацион обязательно должен содержать повышенное количество жиров и углеводов.
Сейчас выпускаются специальные «аварийные пайки» для арктических путешественников – на них человек, попавший в экстремальную ситуацию, может продержаться 3–4 дня. Но бывалые полярники советуют всегда держать при себе 200–300 граммов сладостей – например, обычной карамели. Она не портится, а в случае чего быстро подзарядит организм энергией.
Четвёртое правило. В Арктике – вы в гостях. В путешествиях по арктическим просторам есть вероятность встречи с коренными обитателями Севера – например, белыми медведями. Чтобы не случилось беды, при встрече с белым медведем нужно соблюдать следующие правила. Не пытайтесь сразу же бежать – у животного может рефлекторно сработать инстинкт преследования. Лучше какое-то время не двигаться, а затем медленно, не поворачиваясь к зверю спиной, пятиться к более-менее безопасному месту. Не стоит специально приближаться к медведю и привлекать его внимание. Даже если у вас с собой есть оружие, его допустимо применять только в самых крайних случаях, а отпугнуть животное можно ракетницей, насторожит его и звук внезапно заработавшей техники.
Пятое. Транспорт и связь. В арктическом путешествии кроме обычной радиотелефонной связи стоит использовать и транкинговую, дающую возможность срочного вызова через диспетчерскую службу. В целом связь в арктических регионах – серьезная проблема. Спасают ситуацию системы спутниковой связи. Они обеспечивают широкополосный радиодоступ даже в самые удаленные места. Похожая ситуация и с транспортом. Несмотря на развитые транспортные коммуникации, на Севере обязательно придется делать поправки на климат, на погоду, на рельеф. При этом транспортные пути в современной Российской Арктике действительно чрезвычайно развиты. В Арктической зоне РФ находятся 73 аэродрома. Важнейшим для Арктики проектом является создание железнодорожного Северного широтного хода – он соединит линии Северной и Свердловской железных дорог. По территории Арктической зоны проходят 729,5 км федеральных автодорог. Большая роль в транспортной системе отводится Северному морскому пути.
Зная все эти правила, туристы могут смело отправляться в своё незабываемое и главное безопасное путешествие на «макушку Земли».
Если вам понравился материал, подпишитесь на нашу рассылку. Мы будем присылать вам подборки самых интересных материалов.