Республика Саха (Якутия)

Тикси: форпост цивилизации в Заполярье

Порт, море и история становления Севморпути

17.05.2023// Тикси – важнейший транспортный узел Якутии. Морской порт, расположенный в устье Лены на берегу моря Лаптевых, служит перевалочным пунктом при доставке грузов на материк и при перевозке в бассейны Индигирки и Колымы. Путешествие туда — хорошая возможность посмотреть на жизнь в Арктике в комфорте и безопасности городского пространства.

Тикси появился на карте в 1933 году как один из портов Северного морского пути. Глобальный и очень перспективный проект позволял в месяцы летней навигации (всего их три в году) осуществлять доставку и транзит грузов в порты Арктики, а оттуда – по рекам в центральную часть Сибири. Таким образом происходил завоз топлива, оборудования, продовольствия, осуществлялся вывоз леса и природных ископаемых из южных районов.

Освоение Севера было невозможно без морского пути: качество сухопутных дорог и техники не давало осуществлять грузооборот в необходимом масштабе.

Помимо этого, Севморпуть позволял в разы сократить расстояние при доставке грузов до восточного побережья страны, однако сквозной проход вдоль северной границы России был очень опасным и рискованным предприятием – до изобретения атомных ледоколов. Такой маршрут использовался не очень активно. Вплоть до середины XX века Тикси быстро развивался, вскоре он стал поселком городского типа, но статус города так и не получил. До необходимого двенадцатитысячного барьера недоставало нескольких сотен жителей, но в девяностые годы численность местного населения начала сокращаться и уменьшилась почти наполовину. Во многом упадок был связан с развитием технического прогресса – с появлением атомных ледоколов отпала необходимость останавливаться по ходу движения, и транспортный поток пошел мимо поселка.

Поселок делится на три части: Тикси-1 – собственно населенный пункт, в котором проживает основная часть населения, Тикси-2 – аэропорт, расположенный в 6 км от поселка, и Тикси-3 – военная часть. Аэропорт имеет двойное назначение: кроме приема гражданских рейсов он служит базой военной авиации, в том числе стратегических бомбардировщиков. Этот аэропорт – самые северные воздушные ворота Якутии, принимающие гражданскую авиацию.

Находясь в Тикси, обязательно посетите Музей истории и развития Арктики. В 1975 году комиссия по культурному шефству над речным и морским флотом при Союзе художников СССР провела на Лене фестиваль изобразительного искусства «Художники – флоту».

В творческой группе фестиваля принимали участие 24 художника из 12 союзных республик СССР и различных городов России. Группа работала в Якутске, затем прошла на теплоходе по Лене до Тикси. Отсюда художники на судах СВУМФ ушли в рейсы на Хатангу, в Усть-Оленек, Нижнеянск, на Колыму. По итогам работы в клубе «Моряк» поселка Тикси была организована отчетная выставка фестиваля. Тогда же в среде организаторов фестиваля возникла идея об открытии «малой «Третьяковки» в Тикси и были переданы в дар союзами художников СССР, РСФСР и Якутии более ста произведений живописи, графики, скульптуры и прикладного искусства. Музей поселка Тикси является самой северной художественной коллекцией. В коллекции тиксинского музея много работ ведущих художников союзных и автономных республик. Помимо этого, в фондах музея содержится большая коллекция якутской графики.

Любителям космических загадок стоит заглянуть в Полярную геокосмофизическую обсерваторию «Тикси» 4 . Наблюдения оптических явлений в верхней атмосфере были начаты в Якутии в 1957 году. В это время на материковой части и прилегающих островах Ледовитого океана (в Тикси, Жиганске, Казачьем, Верхоянске, на острове Шалаурово, острове Котельный, в Алдане и Якутске) была организована сеть станций патрульного наблюдения полярного сияния, входящая в состав международного комплекса. Помимо патрульных наблюдений сияния, велись спектральные, радиолокационные измерения, регистрация других явлений электромагнитного комплекса, связанных с сиянием. Первая научная экспедиция в составе начальника Н. П. Чиркова, радиотехника В. С. Мержевича и лаборанта М. И. Тимофеева в 1957 году доставила в Тикси ионизационную камеру АСК-2 для регистрации космических лучей, телескоп на счетчиках Гейгера и всевозможную измерительную аппаратуру.

Доставку грузов и специалистов осуществлял теплоход «Механик Кулибин», который курсирует по маршруту Якутск – Тикси до сих пор.

В настоящее время обсерватория – крупное подразделение Института космофизических исследований и аэрономии им. Ю. Г. Шафера. Затем была сформирована Лаборатория магнитосферно-ионосферных исследований (ЛМИИ) ИКФиА СО РАН, основными научными направлениями которой являются исследование вариаций магнитного поля Земли в широком диапазоне частот и изучение ионизированной части верхней атмосферы (ионосферы) радиофизическими методами измерения.

Теплоход «Механик Кулибин» до сих пор совершает рейсы, в том числе туристические, из Якутска в Тикси (маршрут туда-обратно занимает 9 дней). «Механик Кулибин» – это двухпалубное пассажирское судно с каютами на одного, двух, четырех, шестерых или восемь пассажиров; на каждой палубе есть туалет и душевые кабины. Теплоход был построен в Германии на заводе Warnowwerft Warnemuende в период с 1953 по 1955 год. Среди местных жителей «Механик Кулибин» известен также как «Беленький». Названо судно в честь Ивана Петровича Кулибина (1735–1818), российского механика-самоучки.

Если вам понравился материал, подпишитесь на нашу рассылку. Мы будем присылать вам подборки самых интересных материалов.

Подписаться
Читайте также
Их Величество Острые Горы

Чукотский автономный округ Певекский южак

Ямало-Ненецкий автономный округ Романтичный север