В Петербург – за Арктикой

16.08.21 // О Санкт-Петербурге часто говорят как о "воротах в Арктику". Исторически сложилось, что примерно с первой половины XVIII в. город стал местом начала арктических экспедиций. И сейчас на адмиралтейских верфях строят корабли, атомные ледоколы, в учебных заведениях готовят кадры для работы в Арктике, ученые обрабатывают данные полевых исследований, составляют карты и метеопрогнозы.

В ближайшие время в Санкт-Петербурге появятся новые туры. Комитет Санкт‑Петербурга по делам Арктики совместно с Комитетом по развитию туризма разрабатывает цикл маршрутов с общим названием "Арктический Петербург". В феврале была представлена первая из цикла тематическая экскурсия - “Как покорялась Арктика". Путешествие длиной 5,5 км проходит по Васильевскому острову и включает посещение 7 объектов.

Начало маршрута - Арктический и антарктический научно-исследовательский институт. Уже более 100 лет все полярные экспедиции планируются здесь. Благодаря работе учёных и полярников был проложен Северный морской путь, открыты месторождения полиметаллов, золота, алмазов, исследованы северные залежи нефти и газа. Сейчас в институте более 20 отделов и лабораторий, а также собственный научный флот и дрейфующие полярные станции. Рядом с институтом установлен памятник российским полярникам. На огромной глыбе белого гранита возвышается фигура мужчины в меховых одеждах, у подножия ждут две собаки и сани с поклажей. Это собирательный образ героических полярников прошлого, настоящего и будущего.

После института туристический маршрут идет к семейному захоронению Вилькицких. Отец и сын были известными учеными-гидрографами. Борисом Вильницким был открыт архипелаг Северная Земля.

Далее идем в музей государственного университета морского и речного флота имени адмирала С.О. Макарова, затем - Горный университет. Финальная точка маршрута - легендарный ледокол Красин.

На набережной Лейтенанта Шмидта пришвартовано уникальное судно-музей - арктический ледокол. Он был построен ещё до революции и благодаря модернизации исправно прослужил до 1989 года. Ледокол курсировал на Северном морском пути, проводя караваны судов, участвовал в сражениях Второй мировой войны, прошёл кругосветку в военных конвоях, а с 1972 года стал научно-исследовательским судном. "Красин" получил мировую известность благодаря участию в героической спасательной операции экспедиции Умберто Нобиле, пережившего катастрофу дирижабля "Италия" во время полета на Северный полюс.

Сейчас это старейший в мире линейный ледокол на плаву с работающими двигателями. Центральная часть корабля была перестроена, но корпус и обшивка сохранилась с 1917 года.

На набережной, у левого борта ледокола, установлен памятник знаменитому норвежцу - полярному исследователю Раулю Амундсену. Он первый человек, достигший Южного полюса и побывавший на обоих полюсах, а организованная им экспедиция на дирижабле была первой прошедшей воздушным путем над Северным полюсом. Гидроплан Амундсена разбился, когда он спешил на помощь другу - Умберто Нобиле.

Познакомившись с историей освоения Арктики, можно пройти следующим интересным маршрутом - "Герои арктических льдов: лица русской Арктики". Экскурсовод покажет памятные места, связанные с именами полярного капитана Юрия Кучиева, знаменитого лётчика Валерия Чкалова, кораблестроителя Александра Крылова, исследователя Михаила Сомова. Одна из точек маршрута - жилой Дом полярника, построенный после войны для учёных и их семей. А в конце пути слушателей ждет самое интересное - Музей Арктики и Антарктики.

Музей находится в центре Санкт-Петербурга в здании бывшей церкви, внутри высокие своды, полностью расписанные художниками, а под потолком висит настоящий самолёт-амфибия, использовавшийся в 1930-е годы для ведения ледовой разведки. В залах подробно представлена история полярных исследований начиная от плаваний поморов XII в по "Студеному" морю, открытия Северного полюса и Севморпути. Есть интересные диорамы, например план Мангазеи - первого русского заполярного города Сибири. На стенах музея карты морских и сухопутных путешествий, в витринах сохранившиеся вещи первооткрывателей, журналы полярных экспедиций и подробные макеты кораблей — все это создаёт атмосферу полного погружения в романтику северных путешествий.

В планах Комитета по делам Арктики к сентябрю 2021 г. разработать ещё три тематических маршрута, которые расскажут про подвиги полярников в Великой Отечественной войне, про строительство кораблей, про знаменитые северные экспедиции, стартовавшие в Кронштадте. Пока данные экскурсии проходят только в формате социального проекта "Петербургский Калейдоскоп" - бесплатные пешие экскурсии по городу с аудиосопровождением. Узнать расписание и записаться можно на сайте туристско-информационного бюро Санкт-Петербурга.

Если вам понравился материал, подпишитесь на нашу рассылку. Мы будем присылать вам подборки самых интересных материалов.

Подписаться
Читайте также
Республика Карелия Карельская рунопевческая деревня

Республика Саха (Якутия) Северная Шамбала

Республика Саха (Якутия) Крупнейшая дельта Арктики