В Петербург – за Арктикой

16.08.21 // О Санкт-Петербурге часто говорят как о "воротах в Арктику". Исторически сложилось, что примерно с первой половины XVIII в. город стал местом начала арктических экспедиций. И сейчас на адмиралтейских верфях строят корабли, атомные ледоколы, в учебных заведениях готовят кадры для работы в Арктике, ученые обрабатывают данные полевых исследований, составляют карты и метеопрогнозы.

В ближайшие время в Санкт-Петербурге появятся новые туры. Комитет Санкт‑Петербурга по делам Арктики совместно с Комитетом по развитию туризма разрабатывает цикл маршрутов с общим названием "Арктический Петербург". В феврале была представлена первая из цикла тематическая экскурсия - “Как покорялась Арктика". Путешествие длиной 5,5 км проходит по Васильевскому острову и включает посещение 7 объектов.

Начало маршрута - Арктический и антарктический научно-исследовательский институт. Уже более 100 лет все полярные экспедиции планируются здесь. Благодаря работе учёных и полярников был проложен Северный морской путь, открыты месторождения полиметаллов, золота, алмазов, исследованы северные залежи нефти и газа. Сейчас в институте более 20 отделов и лабораторий, а также собственный научный флот и дрейфующие полярные станции. Рядом с институтом установлен памятник российским полярникам. На огромной глыбе белого гранита возвышается фигура мужчины в меховых одеждах, у подножия ждут две собаки и сани с поклажей. Это собирательный образ героических полярников прошлого, настоящего и будущего.

После института туристический маршрут идет к семейному захоронению Вилькицких. Отец и сын были известными учеными-гидрографами. Борисом Вильницким был открыт архипелаг Северная Земля.

Далее идем в музей государственного университета морского и речного флота имени адмирала С.О. Макарова, затем - Горный университет. Финальная точка маршрута - легендарный ледокол Красин.

На набережной Лейтенанта Шмидта пришвартовано уникальное судно-музей - арктический ледокол. Он был построен ещё до революции и благодаря модернизации исправно прослужил до 1989 года. Ледокол курсировал на Северном морском пути, проводя караваны судов, участвовал в сражениях Второй мировой войны, прошёл кругосветку в военных конвоях, а с 1972 года стал научно-исследовательским судном. "Красин" получил мировую известность благодаря участию в героической спасательной операции экспедиции Умберто Нобиле, пережившего катастрофу дирижабля "Италия" во время полета на Северный полюс.

Сейчас это старейший в мире линейный ледокол на плаву с работающими двигателями. Центральная часть корабля была перестроена, но корпус и обшивка сохранилась с 1917 года.

На набережной, у левого борта ледокола, установлен памятник знаменитому норвежцу - полярному исследователю Раулю Амундсену. Он первый человек, достигший Южного полюса и побывавший на обоих полюсах, а организованная им экспедиция на дирижабле была первой прошедшей воздушным путем над Северным полюсом. Гидроплан Амундсена разбился, когда он спешил на помощь другу - Умберто Нобиле.

Познакомившись с историей освоения Арктики, можно пройти следующим интересным маршрутом - "Герои арктических льдов: лица русской Арктики". Экскурсовод покажет памятные места, связанные с именами полярного капитана Юрия Кучиева, знаменитого лётчика Валерия Чкалова, кораблестроителя Александра Крылова, исследователя Михаила Сомова. Одна из точек маршрута - жилой Дом полярника, построенный после войны для учёных и их семей. А в конце пути слушателей ждет самое интересное - Музей Арктики и Антарктики.

Музей находится в центре Санкт-Петербурга в здании бывшей церкви, внутри высокие своды, полностью расписанные художниками, а под потолком висит настоящий самолёт-амфибия, использовавшийся в 1930-е годы для ведения ледовой разведки. В залах подробно представлена история полярных исследований начиная от плаваний поморов XII в по "Студеному" морю, открытия Северного полюса и Севморпути. Есть интересные диорамы, например план Мангазеи - первого русского заполярного города Сибири. На стенах музея карты морских и сухопутных путешествий, в витринах сохранившиеся вещи первооткрывателей, журналы полярных экспедиций и подробные макеты кораблей — все это создаёт атмосферу полного погружения в романтику северных путешествий.

В планах Комитета по делам Арктики к сентябрю 2021 г. разработать ещё три тематических маршрута, которые расскажут про подвиги полярников в Великой Отечественной войне, про строительство кораблей, про знаменитые северные экспедиции, стартовавшие в Кронштадте. Пока данные экскурсии проходят только в формате социального проекта "Петербургский Калейдоскоп" - бесплатные пешие экскурсии по городу с аудиосопровождением. Узнать расписание и записаться можно на сайте туристско-информационного бюро Санкт-Петербурга.

Если вам понравился материал, подпишитесь на нашу рассылку. Мы будем присылать вам подборки самых интересных материалов.

Подписаться
Читайте также
Сноукайтинг: где в Арктике ловить ветер

Кайт-станции в Арктике

В Арктику – за уловом

Лучшие места для зимней рыбалки на Крайнем Севере

По Арктике на снегоходе

Где в Арктике можно освоить снегоход