Ненецкий автономный округ

Государственный природный заказник «Вайгач»

Остров Вайгач расположен на границе Печорского и Карского морей. От архипелага Новая Земля на северо-западе его отделяет пролив Карские Ворота, от материка – узкий пролив Югорский Шар. Вайгач – скалистый остров овальной формы (100 км в длину и 40 км в ширину), поросший мхами, лишайниками и карликовыми деревьями. На Вайгаче встречаются белые песцы и северные олени, сюда забредают белые медведи, на берегах есть большие лежбища моржей и тюленей. В единственном поселке Варнек живут ненцы-оленеводы.

Слово «Вайгач» считают искаженным ненецким «Вай Хабць», что в переводе звучит довольно жутко: земля смерти, остров гибели. Это неспроста: Вайгач на протяжении веков оставался священным островом богов, предназначенным для общественных ритуалов, о чем свидетельствуют жертвенники и остатки культовых сооружений. Судя по археологическим находкам, ненцы пришли на него примерно в X веке. Но постоянных поселений здесь не было до 1920-х годов. Для людей остров веками был запретной землей.

Адрес: Заполярный район, Ненецкий автономный округ, Россия
Местоположение на карте

Мыс Болванский Нос на северной оконечности острова издревле называли мысом Идолов. Святилище на мысе было посвящено мужскому божеству Вэсако (Старику). Деревянный «болван» Вэсако стоял в окружении, как пишет словарь Брокгауза и Эфрона, «20 средней величины идолов и 400 маленьких деревянных, а затем саженей 50 от главного идола стояло 20 разнообразных каменных идолов». У деревянного Старика было семь лиц, а идолам из его свиты, по свидетельству заплывавших на остров еще в XVI веке английских моряков, во время ритуалов мазали рты и глаза кровью жертвенных оленей. В 1984-87 годах на Болванском Носу работала ленинградская археологическая экспедиция под руководством Л.П. Хлобыстина. Археологи тщательно исследовали весь мыс и нашли множество ритуальных и бытовых предметов, от оленьих костей до оружия и украшений X-XIII веков. Все эти вещи приносили в жертву богам, испрашивая разрешения на ловлю рыбы и охоту.

Главному женскому божеству посвящены уже не рукотворные идолы, а произведение природы: вытянутый камень на вершине скалы, в котором ненцы видели фигуру матери богов по имени Хадако (Старуха). Ей приносили в жертву оленей и просили об удачной охоте. Прочие божества ненецкого пантеона считаются детьми Старика и Старухи. Православные миссионеры, добравшиеся до остова в 1820-х годах, пытались уничтожить идолов, заменив их крестом, но «болваны» вскоре появлялись вновь.

Нарушение покоя богов влекло за собой кары, и подтверждение этой легенды суеверные люди видят даже в событиях совсем недавнего времени. В 2000-х сотрудники научной экспедиции, изучавшие святилища острова Вайгач, ненадолго увезли семиликое божество в Москву. Говорят, это вызвало череду несчастий, напоминающих о проклятии гробницы Тутанхамона, и на острове все время стояла очень плохая погода.

Так или иначе, идола с семью лицами привезли обратно, и ненцы провели искупительные ритуалы.

С 2007 года на Вайгаче организован государственный природный заказник. Кроме культурно-исторических памятников, к которым относятся островные святилища, его сотрудники заняты охраной уникальных гнездовий полярных гусей, лежбища моржей и скоплений морских млекопитающих в прибрежных водах. Туристы пока попадают на Вайгач с проводниками из турфирм, специализирующихся на экстремальных арктических путешествиях.